Лугин Владимир Григорьевич
защита диссертации








Статьи:


Формы и методы дистанционного обучения

Важным признаком классификации дистанционного обучения является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, рассмотрим эти методы:

  • Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей, репетиторов, консультантов, научных и технических руководителей (самообучение). Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами по физике, математике и др. наукам, консультантами школьников и студентов, научно-техническими руководителями, оказывающими помощь в подготовке диссертаций, создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).
  • Метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного учащегося, консультируемого студента или школьника, клиента, нуждающегося в научно-технических услугах, соискателя научной степени с одним преподавателем, репетитором, консультантом или научным и техническим руководителем (обучение «один к одному»). Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.
  • Метод, в основе которого лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»). Данный метод используется педагогом, репетитором, консультантом школьников и студентов, когда обучаемых и консультируемых целая группа, они примерно одинаково подготовлены и для всех одинаков конечный результат. Например, это происходит при подготовке школьников репетитором по физике, математике и др. наукам к ЕГЭ, или же при консультировании студентов по высшей математике, физике и др. наукам. Этот метод, свойственный традиционной образовательной системе, получает новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном обучении так называемыми электронными лекциями, т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений. Электронная лекция, которую готовят и подбирают преподаватели, репетиторы по физике, математике и др. наукам, консультанты студентов и школьников может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, подготавливающих обучаемых к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетных ученых.
  • Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Значение этого метода и интенсивность его использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Именно этот метод, который ориентирован на групповую работу студентов, школьников, клиентов, нуждающихся в научно-технических услугах, представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Именно этот метод предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Метод обучения в сотрудничестве появился как альтернативный вариант традиционной аудиторно-лекционной системе. В едином процессе такого метода объединяются три идеи: обучение в коллективе, взаимооценка, обучение в малых группах. Роль преподавателя, репетитора, консультанта, научного и технического руководителя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель, репетитор по математике и физике и др. наукам, консультант или научный и технический руководитель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем. Обучение в сотрудничестве может иметь различные формы.. Рассмотрим их:
  • Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому, репетируемому школьнику или студенту, а также консультируемому клиенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания. Этот метод обучения всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, консультируемых и репетируемых (индивидуальную, парную, групповую), которую обучаемые выполняют в течение определенного отрезка времени.
  • Метод проблемного обучения основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся, репетируемых студентов, школьников, консультируемых соискателей научных степеней, нуждающихся в помощи подготовки диссертаций, фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Образовательный процесс строится вокруг обучаемого, репетируемого и консультируемого, вся работа организуется в малых группах. Роль преподавателя, репетитора по физике, математике и др. наукам, консультанта соискателей научных степеней, научного и технического руководителя, осуществляющего помощь в написании диссертаций, сводится к наблюдению и поддержке, но не более.
  • Исследовательский метод обучения характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. Этот метод особенно эффективен в применении при консультировании студентов во время написания ими научных работ, соискателей научных степеней, нуждающихся в помощи подготовки диссертаций, клиентов, обратившихся за предоставлением научно-технических услуг. При этом консультант или научный и технический руководитель должен обеспечить, чтобы тематика исследовательских проектов  отражала наиболее актуальные проблемы развития предметной области а также учитывать их значимость для развития исследовательских навыков обучаемых и консультируемых.

Современные средства телекоммуникаций не только предоставляют дистанционные аналоги учебным контактам, но и в ряде случаев существенно расширяют их возможности. Рассмотрим подробнее формы дистанционного обучения:

  • Дистанционные эвристические олимпиады. Наиболее интенсивной, массовой и успешной сетевой формой творческого развития школьников и студентов являются дистанционные эвристические олимпиады. Такие олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам – математике, физике, русскому языку, иностранным языкам и т.д., в них принимают участие десятки тысяч школьников с I по XI класс, а также десятки тысяч студентов. Если репетитор по математике, физике и др. наукам рекомендует своим слушателям участвовать в таких олимпиадах, то  несомненно, участвуя в эвристических олимпиадах, обучаемые создают новые для себя неоднозначные решения заданий.
  • Дистанционные проекты креативного типа. Образовательное взаимодействие дистанционных учащихся  при этой форме дистанционного обучения организуется для решения творческих задач. Данная форма очень эффективна при написании школьниками, студентами, клиентами, нуждающимися в научно-технических услугах, научных работ и исследований. Консультант школьников, студентов, либо  научный и технический руководитель ставит цель работы и задачи исследования. В перспективе правильная организация педагогом, консультантом, научным и техническим руководителем этой формы дистанционного обучения, приводит к  развитию исследовательских способностей обучаемых, репетируемых и консультируемых. Так же этому способствует  выполнение и он-лайн-защита творческих работ.
  • Дистанционные курсы для обучаемых и педагогов. Данные курсы проводятся по оргдеятельностной методике. Их цель — развитие креативного направления в обычном и дистанционном обучении. Креативные информационные технологии привлекают учащихся, репетируемых и консультируемых возможностью совершения собственных действий, не только по указанию или подсказке  преподавателя, либо репетитора по математике, физике и др. наукам, а также научного и технического руководителя.
  • Конкурсы на лучшего дистанционного преподавателя, ученика, студента, школы, вуза дистанционные телеконференции;
  • Научные исследования в области дистанционного образования, помощь учебным заведениям, использующих телекоммуникации; в организации экспериментальной работы и диссертационных исследований педагогов, помощь в подготовке диссертаций, консультирование соискателей научных степеней.
  • Издание тематических электронных списков рассылки, выпуск электронного образовательного журнала.

При дистанционном обучении изменяются характеристики творческого продукта — появляются новая форма текста (htm-формат) представления информации (гипертекст). Размещение творческого продукта на сервере, представление и защита его в дистанционных телеконференциях помогают  учащимся, репетируемым школьникам и студентам, консультируемым клиентам, нуждающихся в научно-технических услугах, вырабатывать ответственность за конечный результат деятельности.

 

 

ЕГЭ
репетитор
Valid HTML 4.01 Transitional
Copyright © 2016 Ассоциация репетиторов - учебный центр "РепетитМастер"